Четверг, 15.11.2018, 03:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Чекусова Наталья Борисовна

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 153
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Экспериментальные уроки

Сочиним частушку сами
[ Скачать с сервера (5.01 Mb) ] 14.08.2014, 18:41

Чекусова Наталья Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназии «Юридическая» г.Волгодонска.

Тема урока: частушка. Основные признаки жанра.

Имя урока: сочиним частушку сами.

Целеполагания: помочь учащимся выявить основные признаки такого жанра как частушка и, основываясь на них, сформулировать определение данного жанра; закрепить знания в творческих упражнениях; продолжить работу по коммуникативным навыкам; через слово привить любовь к семье, к родному городу; развивать актерское мастерство.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация.

- Ребята, посмотрите видеозапись. Перед вами фрагмент выступления моих учеников. После просмотра видеосюжета поделитесь своими впечатлениями. (Видеозапись. Учащиеся исполняют частушки на тему «Моя семья»)

После просмотра ребята делятся своими впечатлениями.

- К какому жанру относятся куплеты, которые пропели мои ученики? (Частушки)

3. Формулировка темы, цели, задач.

- Давайте попробуем на нашем занятии сочинить частушки. Итак, тема нашего урока «Сочиним частушки сами». (Слайд 1) А для того, чтобы справиться с этой работой, мы должны знать, что такое частушка. Попробуем вместе сформулировать определение данного жанра, а для этого нам необходимо выявить основные признаки частушки.

4.Объяснение нового материала.

- Как вы определили, что ваши ровесники поют именно частушки? Сравните их по объему с песней. (Короткая)

- Да, обычно это четверостишие или двустишие, то есть стихотворная строфа, но обязательно законченная по содержанию. Это и есть первый признак частушки.

Основные признаки частушки. ( Слайд 2)

1. Содержательно законченная стихотворная строфа.

- А какое чувство у вас появляется, когда вы слушаете частушки? (Смех)

- Почему? (Юмористические или сатирические)

- И это второй признак частушки.

Основные признаки частушки. ( Слайд 3) 

1. Содержательно законченная стихотворная строфа.

2. Юмористическое или сатирическое содержание.

- А теперь, основываясь на основные признаки частушки, попробуйте сформулировать определение этого жанра, а чтобы вам легче было, обратите внимание на экран. Перед вами ключевые слова, сочетания слов, которые обязательно должны войти в определение. Вместо точек вставьте тот или иной признак. ( Слайд 4)

Частушка - … строфа… или…содержание.

- Проверим, правильно ли вы сформулировали определение. ( Слайд 5)

Частушка - содержательно законченная стихотворная строфа юмористического или сатирического содержания.

(«Уроки мастеров слова». Учебное пособие по литературе. Н.Я. Паскевич с.15 )

- Но для того, чтобы сочинить частушку, недостаточно знать ее основные признаки. Для того, чтобы частушка получилась складной, необходимо уметь подбирать рифму. На сколько вы готовы выполнить эту работу, мы узнаем после игры «Подбери рифму». Я называю слово, а Вы к нему попробуйте подобрать рифму. Отвечать будет тот, кому я брошу мячик.

1. Весна  - красна.

2. Дочка - точка, бочка.

3. Учиться - пригодиться.

4. Свечка - печка.

5. Научишь - получишь.

- Теперь вы готовы приступить к выполнению творческого задания.

(Раздаются индивидуальные задания: учащимся предлагается сочинить частушки на тему «Наша школьная семья» - работа в парах)

- А пока ваши одноклассники выполняют творческое задание, мы с вами поговорим о тематике частушек. В начале нашего занятия прозвучали частушки в исполнении моих учеников. Какая тема объединяет их? (Моя семья).

- А какие еще темы частушек вы знаете? Приведите примеры.

(Учащиеся исполняют частушки, класс определяет их тематику)

- Давайте еще раз посмотрим выступления моих учеников и определим тему частушек, которые они сочинили сами.

(Просмотр видеозаписи).

- Какая тема объединяет все эти частушки? (Мой город).

- А теперь давайте посмотрим, как справились с творческим заданием ваши одноклассники. Но прежде чем спеть частушки, давайте распоемся. Готовясь к сегодняшнему уроку, я сочинила частушку о себе, о своей педагогической деятельности.

Исполнение частушки:

Я детей учить хотела,

Только как-то не сумела.

Я уроки задавала

- Для распевки мы возьмем эту частушку, только вместо слов давайте пропоем буквы русского алфавита. Эта работа позволит понять нам, насколько точно вы можете воспроизводить ту или иную мелодию. ( Слайд 6 – название букв русского алфавита ) Распевка.

- Молодцы! Вы готовы исполнять свои частушки! А чтобы наше  выступление носило целостный характер, давайте все придуманные вами частушки, соединим общей, которую пропоем всем классом. ( Слайд 7 ) И припев-частушку мы будем сопровождать музыкальным сопровождением.

(Раздаются трещотки, бубен).

- А как надо исполнять частушки? (Весело).

- А для того, чтобы наши частушки прозвучали весело, задористо, пропойте в конце припева - частушки: «У-У-УХ!»

А вы, прослушав выступление одноклассников, ответьте на вопросы:

1. Удалось ли им сочинить частушки?

2. Какая тема объединяет все эти частушки?

(Исполнение частушек, ответы на вопросы).

- Молодцы! Какие красивые у нас получились частушки, какие ёмкие по своему содержанию. И если мы объединим все частушки, которые прозвучали на нашем занятии, то у нас получится целый сборник. (Все прозвучавшие на уроках частушки, напечатанные на отдельных листочках, скрепляются степлером). Давайте придумаем ему название, а для этого вспомним темы, на которые были исполнены частушки:

1. Моя семья.

2. Мой Волгодонск.

3. Моя работа в школе или Я - учитель.

4. Наша школьная семья.

Напишите свой вариант названия на листочках. Познакомьте одноклассников со своими вариантами названий, выберете лучший. (Работа в группах)

- Какой из предложенных вариантов, по вашему мнению, самый удачный?

(Наклеить на обложку).

- И этот сборник частушек я хочу подарить вам, моим ученикам. И такой подарок может сделать каждый из вас, кроме этого вы можете научить сочинять частушки своих родных и близких, ибо в нашем обществе «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову…» (Д.С.Лихачев).

5.Контроль знаний.

- А теперь давайте проверим, как вы усвоили изученный материал по разделу «Устное народное творчество».

(Слайд 8) Соотнеси:

1.Десятая вода на киселе.

А) пословица

2. Я по лесу шла – лягушка квакала,

    Я глупа была – по милу плакала.

Б) загадка

 

3. Любишь кататься,

    Люби и саночки возить

В) поговорка

 

4. Выпуча глаза сидит,

    По-франчузски говорит,

    По-блошьи прыгает,

    По-человечески плавает.

Г) частушка

 

6. Домашнее задание.

    Сочините частушки на тему «Гимназия – наш дом, мы одна семья»;

    по желанию проиллюстрируйте свой сборник частушек;

    оформите литературоведческий справочник.

7. Выставление оценок и отметок.

8. Заполнение рефлексивных дневников.

Категория: Экспериментальные уроки | Добавил: konkurs
Просмотров: 1512 | Загрузок: 16 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Здравствуйте
Друзья сайта
Большая перемена

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz