Пятница, 19.10.2018, 13:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Чекусова Наталья Борисовна

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 150
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Экспериментальные уроки

Секреты сказа
20.06.2017, 22:10

Чекусова Наталья Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия «Юридическая» г.Волгодонска.

Тема урока: «Секреты сказа».

Тип урока: урок формирования первоначальных навыков оценивания продуктов проектной деятельности.

Целеполагание: организовать деятельность учащихся, направленную на

  • выявление жанровых особенностей произведения П.П.Бажова «Медной горы хозяйка»,
  • раскрытие понятие сказа как жанра литературы
  • оценивание продуктов проектной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные:

- воспитывать чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны;

- формировать навыки сотрудничества.

Метапредметные:

регулятивные:

- отработать навыки работы с экспертной таблицей;

- формирование умения выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

познавательные:

- отработать навыки обработки информации (разграничивать главную и второстепенную информацию);

- формировать умения анализировать, оценивать результаты работы над проектом.

коммуникативные:

- совершенствовать умения строить монологическое высказывание, задавать вопросы;

- совершенствовать умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его.

Предметные:

- повторить понятие «жанр литературы»;

- определять ранее изученные жанры;

- определять жанровые особенности литературного жанра «сказ».

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, в январе месяце на занятиях по внеурочной деятельности мы вместе с учащимися из Нижегородской области создали сайт «Виртуальный справочник литературных секретов» http://chekus.ucoz.com. Вспомните, с какой целью мы его создавали?

- Мы решили на сайте размещать наши творческие, исследовательские работы по литературоведению для того, чтобы этим ресурсом пользовались учащиеся и из других образовательных учреждений РФ. И вот настало время заполнить первую страничку Виртуального справочника.

II. Вхождение в тему (целеполагание).

Литературоведческая пятиминутка.

- В этом учебном году мы с вами познакомились с таким литературоведческим понятием как жанр произведения. Вспомните, какие жанры художественной словесности вы знаете?

- А умеете ли вы определить жанр того или иного произведения? Давайте проверим.

Соотнесите:

1.Десятая вода на киселе.

А) пословица

2. Выпуча глаза сидит,

По-франчузски говорит,

По-блошьи прыгает,

По-человечески плавает.

Б) загадка

 

3. Любишь кататься,

Люби и саночки возить

В) поговорка

 

4. Покричала баба-яга, пошумела, потом села в ступу и помчалась в погоню. Пестом погоняет, помелом след заметает...

Г) сказка

 

- А как вы определяли жанр предложенных произведений?

- Таким образом, каждый жанр литературы имеет свои признаки, свои «секреты». Как вы считаете, а нам нужно знать эти секреты? Зачем?

- Вспомните, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке литературы?

- К какому жанру литературы относится произведение П.П.Бажова «Медной горы хозяйка»?

- А знаете ли вы секреты сказа?

- Сформулируйте тему и цели нашего урока.

- В поисках ответа на вопрос «Где скрываются секреты сказа?» вы разделились на группы «Языковеды», «Литературоведы», «Художники», «Сказочники», «Реалисты» и вместе с пятиклассниками из Ваханской школы провели исследовательскую работу в поисках ответа на тот или иной вопрос. И сегодня каждая группа представит результаты своего труда, которые размещены на нашем сайте «Виртуальный справочник литературных секретов», а также в свободном доступе в Интеренте на сервисах web 2.0: Linoit- он- лайн https://clck.ru/9rAuH, Slideboom https://clck.ru/9rAqK, Prezi https://clck.ru/9rApk, Calaméo https://clck.ru/9rAsL, Padlet http://padlet.com/ms_edinorogi/literaturoved)

Пока представители групп будут знакомить вас со своим проектом, чем в это время будет заниматься каждый из вас? Перед вами лежат оценочные листы (приложение 1), внимательно прочитайте критерии оценивания презентаций проекта. Сравните их с алгоритмом разработки учебного проекта. Ответьте на вопрос:«В чем сходство и различие алгоритма с критериями оценочного листа?»

Таким образом, по какой структуре мы разрабатывали проект, по такой же и будем оценивать. После защиты проекта каждой группы заполните оценочные листы и сдайте их в счетную комиссию, в которую вошли учащиеся 8 класса.

Кроме этого, прослушав выступления одноклассников, запишите в свои тетради основные признаки жанра «сказ» и в конце урока попробуйте сами сформулировать определение этого жанра.

А вашу работу будут оценивать наши гости, учителя гимназии, обращая внимание на то, как вы умеете слушать друг друга, задавать вопросы выступающим по теме проекта, объективно оценивать, работать в команде, насколько вы активны на уроке.

В течение урока каждый из вас будет заполнять свой дневник «Путь к успеху». Откройте первую страничку дневника и напишите, какую цель вы сегодня ставите перед собой. А теперь давайте заполним 2 и 3 страницы «Начало пути». Напишите, чему вы хотите научиться сегодня на уроке, что будет лучшим вашим результатом. В конце урока мы вернемся к этим страницам и посмотрим, что у вас получилось, а над чем еще нужно поработать и чему научиться.

III. Работа над темой.

Проработка содержания темы.

- Откройте четвертую страницу дневника «Маршрутный лист», вспомните план, по которому нужно защищать свой проект. (План проектируется на экране).

План защиты проекта.

  1. Тема.
  2. Цель.
  3. Задачи.
  4. Представление материала.
  5. Выводы.

- Слово предоставляется группе «Художники», перед которыми стояла цель: выявить основные элементы сюжета, нарисовать к ним иллюстрации.

Презентация проекта.

Прослушав информацию, ученики задают вопросы, записывают «секреты» сказа, заполняют оценочные листы, сдают их в счетную комиссию.

- В статьях, посвящённых творчеству П.П.Бажова, одни литературоведы называют Павла Петровича Бажова чудесным сказочником, другие – сказителем земли Уральской. Так кто же П.П.Бажов - уральский сказочник или сказитель?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выясним лексическое значение слов «сказочник», «сказитель» (проверка домашнего задания).

Сказочник – рассказчик, сочинитель сказок. (http://что-означает.рф/сказочник )

Сказитель – рассказчик, который рассказывает о красоте края, в котором он живет, знакомит с его прошлым, с обрядами, обычаями людей, их бытом. (http://magazines.russ.ru/ural/2004/1/slob8.html )

Так кто же П.П.Бажов - уральский сказочник или сказитель? Слово предоставляется группам «Сказочники» и «Реалисты», которые искали ответ на вопрос: «Произведение П.П.Бажова «Медной горы хозяйка» сказка или быль?»

Презентация проектов.

Прослушав информацию, ученики задают вопросы, записывают «секреты» сказа, заполняют оценочные листы, сдают их в счетную комиссию.

- Ребята, теперь, я думаю, вы готовы ответить на вопрос: «Так кто же П.П.Бажов - уральский сказочник или сказитель?»

- Один из исследователей творчества П.П.Бажова, Елена Харитонова, в своей книге «Образ старого Урала в творчестве П. П. Бажова» пишет: «Молчаливые уральские люди в его сказах заговорили, и оказалось, что язык их странен, но по-своему красив и выразителен». В чем же особенность языка сказов Бажова? Именно на этот вопрос искали ответ учащиеся группы «Языковеды».

Презентация проекта.

Прослушав информацию, ученики задают вопросы, записывают «секреты» сказа, заполняют оценочные листы, сдают их в счетную комиссию.

- Ребята, так почему же язык уральских людей «странен»? «красив»? «выразителен»? Обсудите эти вопросы в группах и представьте от каждой группы свои варианты ответов.

- Мы прослушали выступление представителей четырех групп, которые познакомили нас с основными признаками такого жанра как сказ. Давайте объедим результаты нашего труда и перечислим все «секреты» такого жанра как сказ. (Работа в группах).

- А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать определение сказа. Чтобы вам было легче, на доске я выписала основные слова, словосочетания, сочетания слов, которые обязательно должны войти в ваше определение, вместо точек вставьте тот или иной признак сказа.

Сказ – это жанр …рода литературы, в котором встречаются элементы … и … . Повествование ведется от лица…

- Верно ли вы сформулировали определение? Ответить на этот вопрос вы сможете, познакомившись с исследовательской работой группы «Литературоведы».

Презентация проекта.

Прослушав информацию, ученики задают вопросы, заполняют оценочные листы, сдают их в счетную комиссию. Счетная комиссия вносит последние данные в сводную таблицу и передает в группы.

- Ребята, верно ли вы сформулировали определение жанра «сказ»? При необходимости отредактируйте его. Прочитайте ваши определения.

- Сегодня в нашем классе организована выставка книг П.П.Бажова. Подумайте и ответьте на вопрос, с какой целью она организована, ведь мы уже закончили изучение сказа «Медной горы хозяйка»?

Ответы учащихся.

- Ребята, если вам понравился сказ «Медной горы хозяйка», то вы можете прочитать не менее интересные книги П.П.Бажова: «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хрупкая веточка», «Огневушка – Поскакушка», «Ключ земли».

Проверка результатов оценки учебных проектов учениками – экспертами. На доске вывешивается сводная таблица для демонстрации результатов.

-Ребята, посмотрите внимательно, чей проект был лучше представлен?

- Так оценили ваши проекты одноклассники, а какую оценку вы дадите сами себе?

- Ребята, а вам интересно, как оценили педагоги ваши умения и активность?

Давайте дадим слово нашим экспертам-педагогам.

IV. Рефлексия.

- Вернемся к нашим дневникам «Путь к успеху». Посмотрите, что у вас получилось, а над чем еще предстоит поработать.

- А теперь откройте последнюю страницу нашего дневника и оцените свою работу на уроке.

  • Мне было интересно …
  • Мы сегодня разобрались …
  • Я сегодня понял, что …
  • Мне было трудно …
  • В следующем проекте я хочу …

- Ребята, благодаря вашей исследовательской работе и учащихся из Ваханской школы мы собрали интересный материал по теме «Секреты сказа», который разместим на нашем сайте «Виртуальный справочник литературных секретов».

 

V. Домашнее задание.

Подготовить устный рассказ на тему «Сказ как литературный жанр».

По желанию:

  • нарисовать иллюстрацию к одному из сказов П.П.Бажова, отразив в ней один из признаков сказа; подготовиться к защите;
  • прочитать сказы донской земли, выявить в них признаки жанра «сказ».

 

Категория: Экспериментальные уроки | Добавил: konkurs
Просмотров: 214 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Здравствуйте
Друзья сайта
Большая перемена

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz