Суббота, 22.09.2018, 18:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Чекусова Наталья Борисовна

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 150
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Экспериментальные уроки

Род литературы художественной словесности.
[ Скачать с сервера (10.9 Kb) ] 14.08.2014, 20:27

Чекусова Наталья Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназии «Юридическая» г.Волгодонска.

Тема урока: род произведений художественной словесности.

Целеполагания: помочь учащимся индуктивным методом сформулировать определения родов художественной словесности: эпос, лирика, лиро - эпика, драма; научить определять род художественного произведения; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок конструирования определения.

Ход урока.

1.                  Орг. момент.

2.                  Предкоммуникативный. Актуализация. (Слайд 1)

Перед вами три отрывка из художественных произведений. Отличаются ли они по форме словесного выражения?

1. «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитывались и состарились – следовательно, ничего не понимали…

Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат…»

(М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

2. Безумных лет угасшее веселье

    Мне тяжело, как смутное похмелье.

    Но, как вино, - печаль минувших дней

    В моей душе чем старее, тем сильней.

    Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

    Грядущего волнуемое море.

 (А.С.Пушкин «Элегия»)

3.

Городничий.  Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

Аммос Федорович.  Как ревизор?

Артемий Фелипович.  Как ревизор?

Городничий.  Ревизор из Петербурга, инкогнито.

Аммос Федорович.  Вот те на!

 (Н.В.Гоголь «Ревизор»)

- Как видим, у этих отрывков из художественных произведений разная форма словесного выражения, и это связано с тем, что они относятся к разным родам художественной словесности.

А какие бывают рода литературы, каковы характерные признаки каждого рода, ответы на эти вопросы мы будем искать сегодня на уроке.

3.Тема, цели, задачи. (Слайд 2)

Итак, тема урока «Род произведений художественной словесности». Рассматривая данную тему, мы попробуем сформулировать определения таких родов литературы как эпос, лирика, лиро - эпика, драма, а чтобы справиться с поставленной целью, надо уметь находить признаки того или иного рода литературы.

4. Коммуникативный

Что же такое род литературы? Ответ на этот вопрос мы найдем в учебном пособии по литературе Н.Я.Паскевич стр.12. (Слайд 3)

Род – группа произведений, в которых общим является:

·  что изображается;

·  форма словесного выражения;

·  способ изображения художественного мира произведения.

В данном определении есть вопросы, на которые мы будем искать ответы. Перечислим их.

1. Что изображается в произведении?

2. Какова форма словесного выражения данного художественного произведения?

3. Каков способ изображения художественного мира произведения?

А ответы на эти вопросы мы будем записывать в таблицу. (Слайд 4)

 

ЭПОС

эпический

род

ЛИРИКА

лирический

род

ЛИРО-ЭПИКА

лиро-эпический

род

ДРАМА

драматический

род

Что изображается

 

 

 

 

Форма словесного выражения

 

 

 

 

Способ изображения

 

 

 

 


Итак, обратимся к первому отрывку. (Слайд 5)

- Что изображается в этом отрывке?

(События и люди) (заполняется таблица – слайд 6)

- Какова форма словесного выражения?

(Повествование) – слайд 7.

- Определите способ изображения.

Мы с вами перечислили признаки эпического рода литературы. Попробуйте сформулировать определение данного рода, пользуясь теми ключевыми словами, сочетаниями слов, которые даны на экране. (Слайд 9)

Эпос - … литературы, в котором … о … и …

Верно ли вы сформулировали определение? (Слайд 10)

Эпосрод литературы, в котором повествуется о событиях и героях.

Сравните свое определение с определением, которое дано в нашем учебнике на стр.469. (Редактирование определений)

А что еще вы узнали об эпосе, прочитав определение, данное в учебнике?

(Эпос – от греческого – слово, рассказ)

А теперь попробуйте составить «Пирамиду знаний» эпического рода литературы. (слайд 11)

Пирамида знаний.

Первая строка – название темы.

Вторая строка – описание темы в двух словах-признаках, прилагательных.

Третья строка – описание действий в рамках темы тремя словами.

Четвертая строка – четыре слова, показывающих отношение к теме.

Пятая строка – синоним (может быть словосочетание), который повторяет суть темы.

5. Защита и обсуждение работ.

6. Домашнее задание (Слайд 12)

- Попробуйте дома заполнить таблицу до конца.

Задание по выбору

Нарисуйте рисунки, которые бы отражали главные (основные) признаки того или иного рода литературы.

7. Заполнение рефлексивных дневников.

8. Выставление отметок и оценок.

Категория: Экспериментальные уроки | Добавил: konkurs
Просмотров: 345 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Здравствуйте
Друзья сайта
Большая перемена

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz