Суббота, 18.08.2018, 00:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Чекусова Наталья Борисовна

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 147
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Экспериментальные уроки

Правописание О-Е-Ё после шипящих
12.07.2016, 19:21

Чекусова Наталья Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия «Юридическая» г.Волгодонска.

 

Тема урока: «Правописание о - е - ё после шипящих».

Целеполагание:

-       формирование навыка написания букв о –е –ё после шипящих ц в различных частях слова разных частей речи;

-       формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно- контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование в Листе достижений собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения);

-       становление смыслообразующей функции познавательного мотива, формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию через реализацию собственного проекта выхода из затруднения.

-       воспитание любви к Родине, патриотизма, чувства долга перед Отечеством.

Тип урока: урок рефлексии

Ход урока

1. Этап мотивации.

Сегодня на уроке мы продолжим повторять орфограммы, изученные в 5, 6 классах. Эти знания нам необходимы для выполнения заданий основного государственного экзамена. Познакомьтесь с формулировкой заданий В4 и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд)

В4.Из предложений 36-46 выпишите слово, в котором правописание буквы О определяется правилом После шипящих под ударение в суффиксах существительных, прилагательных и наречий пишется буква О

В4.Из предложений 18-20 выпишите слово, в котором выбор букв О, Е, (Ё) зависит от ударения

В4.Из предложений 12-15 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание букв О, Е, (Ё) после шипящих в суффиксе не подчиняется правилу и подлежит запоминанию.

Учащиеся формулируют тему урока «Правописание о - е - ё после шипящих». (Слайд)

- Данную орфограмму мы с вами изучали в 6 классе. Давайте проверим, насколько каждый из вас помнит ранее изученный материл, умеет обосновывать выбор букв О-Е-Ё после шипящих.

Входной контроль.

Словарный диктант.

Шёпот, жёлтый, шов, бережёт, плащом, закопченный, чащоба, стережёт, приближённый, кирпичом, жёсткий, утюжок, шок, свечой, речонка.

Взаимопроверка (без исправления ошибок). (Слайд )

- Возьмите, пожалуйста, Листы достижений, укажите свой предполагаемый уровень освоения данной орфограммы. (Спрашиваю у 2-3 учеников, что они поставили и почему они думают, что справились/не справились с работой).

2. Этап актуализации

- Сегодня мы проводим урок рефлексии. Скажите, на что будет направлен наш урок? (должны осознать, с чем связаны ошибки и попробовать решить эту проблему).

- Давайте с вами вспомним алгоритм проверки орфограммы. (Слайд )

Алгоритм по теме «Правописание о - е - ё после шипящих»

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

- А теперь уточним алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке. Перечисленные вами умения, которые необходимы для того, чтобы правильно писать слова на повторяемую орфограмму, отражены в Листе достижений.

(Листы заранее подготовлены на уроках открытия нового знания)

Умения

Критерии

Самооценка

Оценка учителя

н.урока

к.урока

н.урока

к.урока

Знаю правила правописания о - е -ё после шипящих

 

 

 в корне разных частей речи;

 

в суффиксах причастий;

 

в суффиксах сущ., прилаг., наречий;

 

в окончаниях сущ., прилаг.;

 

в окончаниях глагола;

 

знаю слова исключения.

·       знаю хорошо «5»

·       не совсем «4»

·       плохо «3»

·       не знаю «2»

 

 

 

 

Умею пользоваться алгоритмом

·       умею (0 ош.) «5»

·       не совсем (1-2 ош) «4»

·       плохо умею (3-4 ош) «3»

·       не умею (больше 4) «2»

 

 

 

 

Умею различать части речи:

существительное,

прилагательное,

глагол,

причастие,

наречие

·       умею (0 ош.) «5»

·       не совсем (1-2 ош) «4»

·       плохо умею (3-4 ош) «3»

·       не умею (больше 4) «2»

 

 

 

 

Умею выделять части слова

·       умею (0 ош.) «5»

·       не совсем (1-2 ош) «4»

·       плохо умею (3-4 ош) «3»

·       не умею (больше 4) «2»

 

 

 

 

Умею обосновать выбор (обозначить

орфограмму)

·       умею (0 ош.) «5»

·       не совсем (1-2 ош) «4»

·       плохо умею (3-4 ош) «3»

·       не умею (больше 4) «2»

 

 

 

 

Умею применять правило во время

диктанта

·       умею (0 ош.) «5»

·       не совсем (1-2 ош) «4»

·       плохо умею (3-4 ош) «3»

·       не умею (больше 4) «2»

 

 

 

 

Умею применять правило в самостоятельно создаваемых текстах

·       умею (0 ош.) «5»

·       не совсем (1-2 ош) «4»

·       плохо умею (3-4 ош) «3»

·       не умею (больше 4) «2»

 

 

 

 

 

- На основе данного алгоритма проанализируйте те слова, в которых вы допустили ошибки, определите место ошибок, выявите причину затруднений, занесите свои выводы в Лист достижений. Те ученики, которые не допустили ошибки в словарном диктанте, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный. Если при проверке вы не найдете ошибки, то я вам предлагаю выбрать любое из предложенных мной творческих заданий.

Индивидуальные задания для учащихся с повышенным уровнем достижений (по выбору ученика).

Первое задание:

Попробуйте себя в роли учителя, поработав консультантом с одноклассниками, которые выбрали первую цель.

Второе задание:

1 карточка. Правописание о-е-ё после шипящих

Написать мини-сочинение, включив  в работу слова на повторяемую орфограмму.

Тема - служба в вооружённых силах Российской Федерации;

Идея - Каждый «гражданин Российской Федерации несёт вооружённую службу» (Конституция РФ Статья 22), то есть обязательно все должны служить в армии.

Тип речи - рассуждение (тезис - аргументы - вывод).

Время выполнения работы – 15 минут

Прочитайте свои работы одноклассникам, которые выполняли творческую работу (работа в группах), отредактируйте свои сочинения, выберите лучшее и представьте его всему классу.

 

2 карточка. Правописание о-е-ё после шипящих

Написать мини-сочинение, включив в работу слова на повторяемую орфограмму.

Тема - служба в вооружённых силах Российской Федерации;

Идея - служба в вооружённых силах - дело добровольное (то есть служить в армии всем необязательно).

Тип речи - рассуждение (тезис - аргументы - вывод)

Время выполнения работы – 15 минут

Прочитайте свои работы одноклассникам, которые выполняли творческую работу (работа в группах), отредактируйте свои сочинения, выберите лучшее и представьте его всему классу.

 

Третье задание (опрежающее):

Перед вами слова с пропущенными буквами на ранее изученную орфограмму, вспомните название этой орфограммы, вспомните условие выбора гласной, вставьте пропущенные буквы, проверьте себя, воспользовавшись материалом учебника на стр. 27.

Медиц_нский работник, отц_ города, чертить ц_ркулем, клей и ножниц_, ц_ганский табор, ежовые рукавиц_, коллекц_я марок, желтые ц_плята, ц_рковой номер, панц_рь черепахи,  Синиц_н, добрые традиц_и.

Данную орфограмму лингвисты формулируют по – разному, познакомься с вариантами на сайтах Интернета http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm , http://link.ac/3Exa50  и продолжи алгоритм проверки орфограммы «Правописание И - Ы после Ц».

1.Слова на –ЦИЯ?

                                             ↓                      ↓

                                           ДА                   НЕТ

                                            ↓                        ↓

                                           И                        2.

  1.                                 

Свои работы разместите на Блоге «206kab.blogomama.ru». Эксперты – старшеклассники проверят вывешенные на блоге работы, определят лучший алгоритм. Победитель имеет право на следующем уроке в качестве консультанта провести повторение орфограммы по составленному им алгоритму и практические упражнения с учащимися, которые выберут третий маршрут.

Это задание учащиеся выполняют до конца урока.

(Если в классе нет возможности выйти в Интернет, то можно распечатать информацию с предложенных сайтов.

Например,

Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П.

СПРАВОЧНИК ПО ПРАВОПИСАНИЮ, ПРОИЗНОШЕНИЮ

§5. Гласные после ц

3.      После ц в корне пишется и, а не ы: цианистый, цибик, цибуля, цивилизация, цигарка, цигейка, цидулка, цикада, цикл, цикорий, цимбалы, цинга, циновка, цирк, циркуль, цирюльник, цитата, цитварный, цифирь, цифра, панцирь и др.

Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и однокоренные с ними слова (цыганский, цыплятина, цыпка, цып-цып, цыкать и др.).

§35. Гласные после ц

2.      После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в отличие от написания в корнях, см. §5, п. 3), например: бойцы, улицы, краснолицый, сестрицын.

Примечание. В фамилиях гласные после шипящих и ц пишутся независимо от приведенных в § 35 правил, в соответствии с написаниями в официальных документах. Ср.: Солженицын – Ельцин.

СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ НА АКАДЕМИКЕ

Буквы и-ы после ц

После ц в корне слов пишется и (цифра, циркуль). Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц, цыкнуть. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (молодцы, круглолицый). Исключения: слова на -ция (авиация).

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

- На основании проделанной работы установите, что вам необходимо повторить, выучить, уметь делать для того, чтобы не допускать ошибки на повторяемую орфограмму. Сформулируйте цель своей дальнейшей деятельности. Подумайте, каким образом она будет достигнута, что вы будете делать для достижения поставленной цели, что вам необходимо (учебник, справочник), нужен ли вам консультант. Оформите запись в тетрадях по образцу: (слайд)

Цель: различать в словах орфограммы с одним опознавательным признаком – буквы о, е в суффиксах и окончаниях имён существительных и буквы о–ё в корне, писать слова с этими орфограммами, устно и графически объяснять условия выбора написаний.

Задачи:

  • выучить правило «Правописания о - е -ё после шипящих»;
  • самостоятельно исправить свои ошибки;
  • если сомневаюсь, воспользоваться помощью консультанта.

- Помните: у каждого из вас будут сформулированы свои задачи для достижения поставленной цели.

5. Этап реализации построенного проекта.

Самостоятельная работа по поставленной цели и задачам.

Учащиеся исправляют свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения - с помощью ученика - консультанта.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

- У кого возникли затруднения во время работы над ошибками? Давайте еще раз проговорим вслух правильные способы действий, выполняя выборочно-объяснительный диктант, который проведет ученик – консультант.

Задание для учащихся базовым уровнем освоения планируемых результатов.

1.     На чужбине и калач не в радость, а на родине и черный хлеб в сладость.

2.     Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

3.     Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

4.     Всюду хорошо, а дома лучше.

5.     Пока под чужой крышей не побываешь, своя, где течет, не узнаешь.

6.     Со своей стороны и собачонка мила.

7.     Только тому почет будет, кто родину не на словах, а делом любит.

8.     Если не нашел счастья дома, не обретешь его и на чужбине.

9.     Кто Родину любит, того и Родина бережет.

10.  Разлученный с возлюбленной плачет семь лет; разлученный с Родиной плачет до смерти.

Время работы – 10  минут

- Ребята, что объединяет все предложения, которые вы сейчас прослушали? (Это пословицы о Родине)

- Какая пословица вам больше всего понравилась, объясните ее смысл.

- Составьте предложения на тему «Моя малая Родина», включив в них слова на изучаемую орфограмму. Обменяйтесь тетрадями (работа в парах), в составленных предложениях найдите слова на орфограмму «Правописания о - е - ё после шипящих», объясните выбор гласной после шипящих.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

- Тем учащимся, которые самостоятельно разобрались в допущенных ими ошибках, предлагаю выполнить следующее задание по выбору:

Задание для учащихся с высоким уровнем освоения планируемых результатов.

Распределительный диктант.

Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему? Поделитесь своими открытиями с одногруппниками. Сформулируйте общий вывод. Составьте с данными словами предложения на тему «Моя семья».

О

Ё

Ё

О

Ё

в суффиксах

 

в корне под ударением

 

в глаголах и отглагольных формах

слова-

исключения

 

суффикс -ЁР

 

НАПРИМЕР

5. ежовый

11. черный

2. бережем

18. шов

1. тренажёр

Задание

1. Деш_вый

2. Ш_пот

3. Орош_нный

4. Дириж_р

5. Сраж_нный

 

6. Ч_порный

7. Блестящ__

8. Точ_ный   

9. Книж_нка

10. Обж_ра

 

11. Кумач_вый

12. Горяч_

13. Ещ_

14. Печ_нка

15. Жж_ный

16. Хорош_е

Самопроверка

Ключ

О

Ё

Ё

О

Ё

в суффиксах

 

в корне под ударением

 

в глаголах и отглагольных формах

слова-

исключения

 

суффикс -ЁР

 

9, 11, 12

1, 2, 14

3, 5, 8

6, 10

4

В таблицу не вошли слова с написанием е (а не ё) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Индивидуальные задания:

1.     Собрать лингвистическое лото (1 ученик).

2.     Подготовить материал к «Немому» диктанту (5 учеников). (Нарисовать предмет на повторяемую орфограмму, например, жёлудь, шорты). Придумать с данным словом предложение, записать его в тетрадь, обозначив орфограмму.

Время выполнения заданий – 15 минут.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

- А сейчас мы проверим, как справились ваши одноклассниками с индивидуальными заданиями.

1.                «Немой» диктант с самопроверкой.

- Ребята, сегодня, несмотря на то, что у каждого из вас был выбран свой маршрут, все вы выполняли творческие задания. Давайте вспомним, на какие темы вы сочиняли словосочетания, предложения. («Моя малая Родина», «Моя семья»).

- Можно ли эти темы объединить в одну? В какую? (Моя Родина)

- Правильно, ведь не зря же народная мудрость гласит: «Родина начинается с семьи». И для нас наша Родина – это Россия. Как же мы, граждане Российской Федерации, должны относиться к нашей Родине? Над этим вопросом размышляли учащиеся, которые выбрали первый маршрут.

2.                Защита творческих работ «Служба в вооружённых силах Российской Федерации».

- Какая гражданская позиция вам ближе? (Создание проблемной ситуации).

3.                Выборочный диктант. Выписать слова на повторяемую орфограмму из творческих работ одноклассников. Самопроверка.

- Как вы считаете, после проделанной работы, сможем мы выполнить задания итоговой аттестации? Давайте проверим.

Тестовый задания В4 из сборника Н.А.Сениной «Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. 2010» (Слайд )

В4.Из предложений 36-46 выпишите слово, в котором правописание буквы О определяется правилом После шипящих под ударение в суффиксах существительных, прилагательных и наречий пишется буква О

(З6) Жаль, но остатки будут жечь, спалят.

(37) А тут девчонки песни заорали. (38) Дымище кругом. (39)Посмотрели, берёзка стоит. (40) Развели огни подальше. (41) Посидели. (42) Посмотрели. (43) Дым да грязный снег за спиной. (44) Отогрелись, пошли дальше, опять оглянулись. (45) Даже песню петь захотелось. (46) Вот и вся история.

В4.Из предложений 18-20 выпишите слово, в котором выбор букв О, Е, (Ё) в суффиксе зависит от ударения

     (18) Протока речки Марарайки и колодцы, которые обслуживали питьевой водой усадьбу, со временем были затоплены водой, затянуты тиной, и об их существовании говорят только воспоминания старожилов Тархан. (19) Но не всё так печально: во время расчистки территории около Круглого сада был обнаружен небольшой родничок, который сотрудники музея расчистили и обиходили. (20) И сегодня у этого родничка приятно посидеть.

В4.Из предложений 12-15 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание букв О, Е, (Ё) после шипящих в суффиксе не подчиняется правилу и подлежит запоминанию

      (12) Вдохновение — это ещё и чувство хозяина открывшейся истины: это знаю как никто другой, и я за это несу всю полноту ответственности. (13) Вдохновению может помешать многое. (14) Собственное тщеславие, жадность: не дал созреть замыслу, поспешил. (15) Талантливому, но по-человечески слабому писателю может помешать воспоминание о копье редакторского карандаша.

9.Этап рефлексии деятельности на уроке.

- Заполните Лист достижений. Достигнута ли вами поставленная цель? Оцените собственную деятельность на уроке.

Выставление оценок и отметок.

- В соответствии с результатами деятельности на уроке выберите домашнее задание. Помните, что безошибочная работа с отдельными словами и словосочетаниями на изучаемую орфограмму не всегда говорит о сформированности навыка. Навык проявляется в диктанте, а еще в большей степени – в самостоятельно создаваемых текстах.

Домашнее задание:

 

По выбору:

- упр. 82

- на сайте «Русский язык» http://best-language.ru пройти тестирование в режиме онлайн  на правило «О и Ё после шипящих» или написать диктант на тему «О, ё после шипящих» https://best-language.ru/dictation/o-jo-posle-shipjawih

- подготовить материал к «Немому диктанту» на орфограмму «Правописание о - е - ё после шипящих»;

- подготовить лингвистическое лото на орфограмму «Правописание о - е - ё после шипящих»;

- написать сочинение на понравившуюся тему («Природа Донского края», «Праздник «День защитника Отечества», «Невероятное приключение»), включив в него слова на орфограмму «Правописание о - е - ё после шипящих».

 

Категория: Экспериментальные уроки | Добавил: konkurs
Просмотров: 2879 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Здравствуйте
Друзья сайта
Большая перемена

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz