Четверг, 15.11.2018, 03:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Чекусова Наталья Борисовна

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 153
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Экспериментальные уроки

Баллада. Основные признаки жанра.
[ Скачать с сервера (12.8 Kb) ] 14.08.2014, 20:18

Чекусова Наталья Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназии «Юридическая» г.Волгодонска.

Тема урока: В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Основные признаки жанра произведения.

Целеполагания:

  • анализируя произведение, помочь учащимся сформулировать определение жанра «баллада»
  • продумать систему работы по формированию навыков выразительного чтения на основе определения опорных слов, интонации, темпа чтения;
  • продолжить работу по формированию коммуникативных умений учащихся: анализировать, размышлять, дискутировать, обобщать;
  • создать проблемную ситуацию.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Предкоммуникативный.
  • Какие литературные жанры вы знаете?

(басня, литературная сказка)

  • А с какой литературной сказкой мы с вами познакомились?

(В.А. Жуковский. «Спящая красавица»)

III. Тема, цели урока.

  • Сегодня на уроке мы продолжаем изучать творчество В.А. Жуковского и познакомимся ещё с одним литературным жанром, который называется «баллада».

Итак, тема урока «В.А. Жуковский, баллада «Лесной царь». (Слайд 1) Основные признаки баллады». В конце урока вы попробуете на основании главных признаков баллады дать определение этому литературоведческому термину, то есть ответить на вопрос: «Что такое баллада?».

Для этого вы должны: (Слайд 2) знать: содержание  произведения (с которым мы познакомимся на уроке); уметь находить основные признаки изучаемого жанра.

Словарная работа.

  • Попробуйте самостоятельно дать лексическое значение слов, которые встречаются в произведении Жуковского

Сергей Иванович Ожегов (Слайд 3-8)

1) Чертог – пышное, величественное помещение или здание, дворец

2) Перл – жемчуг

3) Ветла – белая (серебристая) ива

IV. Коммуникативный

  • Сейчас я прочитаю балладу «Лесной царь». После моего прочтения поделитесь своими впечатлениями.
  • Чтение
  • Восприятие (впечатления)
  1. Анализ текста.
  • А теперь давайте попробуем выявить все особенности этого произведения.

Особенности – признаки баллады.

  1. Сюжетное повествование (Слайд 9)
  • А что такое сюжет?

(сюжет – система событий в художественном произведении)

  • Итак, давайте докажем, что в этом произведении есть сюжет. Перечислите основные события, которые происходят в этом произведении.
    1. Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

     Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

  1. - Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул;
  2. - Родимый, лесной царь со мной говорит
  3. «… Неволей иль волей, а будешь ты мой»
  4. В руках его мёртвый младенец лежал
  • Перечислите основные элементы сюжета (завязка – кульминация – развязка)
  • Найдите среди перечисленных событий завязку, кульминацию, развязку.

(завязка: «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул»

кульминация: «Неволей иль волей, а будешь ты мой»

развязка: «В руках его мёртвый младенец лежал»)

  • Таким образом, мы с вами доказали, что в этом тексте есть сюжетное повествование, которое является одной из особенностей данного произведения.
  • Итак, мы перечислили с вами основные события этого текста, которые происходят с героями произведения. А теперь назовите основных персонажей «Лесного царя».

(отец, младенец, лесной царь)

  • Давайте выясним, как связаны между собой эти герои?
  1. Каково отношение лесного царя к младенцу?

(«Дитя, я пленился твоей красотой:

  Неволей иль волей, а будешь ты мой»

- желание заполучить его к себе, отлучить от отца)

  1. А каким представляется лесной царь младенцу?

(«Он в тёмной короне, с густой бородой»)

- А каким вы представляете лесного царя?

(устное рисование портрета – злой) (Слайд 10)

  - И каково же отношение младенца к лесному царю?

  (боится – «К отцу весь придрогнув, малютка приник»)

  - А видит ли лесного царя отец?

  (Нет, не видит, т.к. отец  воспринимает мир реально:

  …то белеет туман над водой,

  То ветер, проснувшись, колыхнул листы,

  То вётлы седые стоят в стороне

  - Почему видение является только сыну?

  (Это его фантазия, сон)

  - Таким образом, что вводит В.А. Жуковский в балладу, чтобы произведение стало таинственнее, загадочнее?

  (Фантастику - найти!)

  1. – Фантастическая тематика является одной из особенностей этого произведения. (Слайд 11)
  • Но если отец не видит лесного царя, то, как он узнает о его существовании?

(отцу о лесном царе рассказывает сын)

  • А как оформил Жуковский разговор между сыном и отцом? (с точки зрения синтаксиса)

(диалог)

  • А что такое диалог?
  • Давайте прочитаем диалог между отцом и сыном.

Подготовка к выразительному чтению. (Слайд 12)

  • С каким чувством нужно читать слова сына?

(с чувством страха)

  • С каким чувством нужно читать слова отца?

(спокойно, уверенно)

  • На что ещё мы должны обратить внимание при подготовке к выразительному чтению?

(темп, логические ударения, ключевые слова) – работа со 2-4 строфой, дальше самостоятельно.

  • Выразительное чтение (две пары), рецензия по ранее предложенному плану.
    1. Итак, введение диалога – это тоже особенность данного произведения. (Слайд 13)
  • Ну что ж, сын видит лесного царя, отец не верит в его существование. А можем ли мы определённо сказать: существует ли лесной царь в реальности как представитель потустороннего мира? (Слайд 14)

Вот как на этот вопрос отвечают литературовед И.К. Крючкова и поэт Марина Цветаева. Я сейчас познакомлю вас с их мнениями, а вы после моего прочтения попробуйте ответить на следующий вопрос: чья позиция вам ближе?

… Он (младенец) действительно стал пленником лесного царя и частью таинственного мира. (И.К. Крючкова)

Ребёнок умирает от страха. (М. Цветаева)

  • Чьё мнение вам ближе? Обоснуйте Свое мнение, опираясь на текст.
  • Кого из героев вы считаете главным героем баллады?

(младенец)

  • Тогда почему баллада называется «Лесной царь»?

(лесной царь погубил младенца)

  • Ну что ж, мы с вами перечислили основные особенности произведения «Лесной царь». Эти особенности и являются основными признаками такого жанра как баллада.

А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать определение баллады. Чтобы вам было легче, на доске я выписала основные слова, словосочетания, сочетания слов, которые обязательно должны войти в ваше определение, вместо точек вставьте тот или иной признак, который подходит по смыслу. (Слайд 15)

Баллада – жанр поэтической речи, в котором есть … на … . Строится на … .

  • Как вы понимаете определение поэтической речи?

Поэтический ← поэзия = стих→ стихотворная речь.

  • Чтение определений.
  • Но правильно ли сформулировали это определение? Чтобы ответить на этот вопрос давайте обратимся к определению, которое сформулировано группой учёных, и посмотрим какое определение балладе даётся в нём?

(Чтение статьи) (Слайд 16)

  • Верно ли мы сформулировали определение баллады? (Да)
  • А что нового из этого определения вы узнали о балладе?

(на историческую, героическую тематику; повторы)

  • А есть ли повторы в балладе Жуковского?

(Есть. Обращение сына к отцу)

  • Ну что ж, внесите эти дополнения в свои определения.
  1. Домашнее задание (Слайд 17)
  • Дома вы подготовьте  выразительное чтение баллады «Лесной царь». Мы с вами читали слова сына, отца. А как вы думаете надо читать слова лесного царя? (сладко, маняще)
  • А что вы должны будете передать, читая слова автора? (атмосферу, царившую в балладе)

Задание по выбору

1.А те, кого заинтересовало творчество Жуковского, прочитайте произведение «Светлана» и подумайте над следующим вопросом: «Является ли данное произведение балладой?»

А чтобы ответить на этот вопрос, что вы должны знать?

(основные признаки баллады)

Перечислите ещё раз основные признаки баллады.

2.«Лесной царь» Жуковского является переводом баллады немецкого поэта И.В. Гёте. Интересно, дословно ли перевёл Жуковский произведение Гёте или внёс какие-либо изменения в содержание произведения? Постарайтесь ответить на этот вопрос, сопоставляя отдельные строки из баллады Гёте и баллады Жуковского.

  1. Заполнение рефлексивных дневников.
  2. Выставление отметок и оценок.

 

Категория: Экспериментальные уроки | Добавил: konkurs
Просмотров: 3543 | Загрузок: 38 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Здравствуйте
Друзья сайта
Большая перемена

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz