Воскресенье, 16.12.2018, 04:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Чекусова Наталья Борисовна

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 156
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Собственная методическая система учителя

Усвоение теоретических понятий на уроках литературы индуктивным методом

     Мной разработан инновационный метод изучения литературоведческих понятий.

     Актуальность новых подходов к изучению школьниками теории литературы значительно возросла после утверждения Федерального компонента государственного стандарта литературного образования образца 2004 года. Это объясняется тем, что, как отмечает в рецензии к моей работе кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и искусства Ростовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Ратке И.Р., «усвоение теоретико-литературных понятий в школах Ростовской области зачастую ведется в отрыве от работы с художественным текстом, носит декларативный характер».

     Мои методические разработки опираются на принцип текстоцентризма и призваны осуществлять обучение теоретико-литературным понятиям на основе индуктивного подхода. При конструировании этапов освоения литературоведческих терминов предлагаю использовать художественное произведение или его фрагменты в качестве отправной точки и одновременного материала, содержащиеся в котором признаки теоретических понятий извлекаются учащимися в ходе анализа текста. Такой подход позволяет соединить отработку навыков изучения произведения с самостоятельной деятельностью школьников, носящей эвристический характер. Тем самым достигаются одновременное постижение основных художественных особенностей изучаемого текста и развитие умения самостоятельно мыслить, предлагая собственные формулировки тех понятий, которые затем (после соответствующей коррекции) вводятся в активное употребление и становятся частью необходимого понятийного аппарата.

     Статистические данные, творческие работы учащихся свидетельствуют о продуктивности предложенного подхода и позволяют наглядно судить о возросшем уровне теоретико-литературных знаний школьников.

    И.Р.Ратке считает, что моя работа «носит творческий характер, имеет высокий методический потенциал и может быть использована в педагогической практике других учебных заведений».

     В 2008-2009 учебном году научно - методический совет гимназии утвердил ( протокол № 1 от 27.08.2008 г.) разработанную мной программу эксперимента по теме «Усвоение теоретических понятий на уроках литературы индуктивным методом». Для проведения данного эксперимента была сформирована творческая группа из учителей русского языка и литературы: Алексенко Л.С., Учватовой С.Ф., а также заместителя директора по УВР Шалихмановой Е.Н. Руководителем творческой группы является И.Р.Ратке.

          Цель эксперимента: выявить возможности формирования самостоятельности учащихся в формулировке литературоведческого определения, осмыслении его, умении использовать полученные сведения по теории литературы при анализе и интерпретации художественного определения.

     Необходимость данной экспериментальной работы обусловлена тем, что результаты проверочных работ в 5-11 классах гимназии показали: наибольшие затруднения у учащихся вызывают вопросы с освоением литературоведческих понятий.

     Изучение теоретических понятий на уроках литературы индуктивным методом позволяет соединить отработку навыков анализа произведения с самостоятельной деятельностью школьников, носящий эвристический характер.

     В рамках экспериментальной работы по теме «Усвоение теоретических понятий на уроках литературы индуктивным методом» был составлен план «Сроки и этапы эксперимента», утвержденный на научно-методическом совете гимназии (протокол №1 от 27.08.2008 года)

     1 этап – август-сентябрь 2008 года – организационный

     Содержание этапа: выбор базы эксперимента (5 «Б» класс). Формирование тематического планирования, дидактического материала. Согласование тематики эксперимента с коллегами-учителями, работающими в классе на малом педсовете, с родителями на родительском собрании.

    Критерии достижения результата: готовность тематического планирования и дидактического материала (включая поурочные планы экспериментальных уроков, раздаточного материала, промежуточных и итоговых опросников, тестов и анкет). Получение протоколов решений малого педсовета и родительского собрания о проведении эксперимента и утверждение их в Совете гимназии. Получение приказа на проведение эксперимента  директора гимназии.

      2 этап – 2008- 2011 годы – тактический

Содержание этапа: проведение 29 экспериментальных уроков в 5-7 «Б» классах в течение трех лет в соответствии с программой эксперимента.

     Критерии достижения результата: получение двух групп промежуточных данных по опросам, анкетам, срезовых, творческих работ. Оформление дневника эксперимента, в котором зафиксированы проведенные уроки в экспериментальном классе с анализом коллег и самоанализом.

     3 этап – май 2011 год – итоговый

     Содержание этапа: проведение в контрольном и экспериментальном классах окончательных итоговых диагностических опросов и анкет.

     Критерии достижения результата: получение итоговых данных по опросам, анкетам, тестированию в контрольном и экспериментальном классах.

     4 этап – август 2011 года – обобщающий и рефлексивный

     Содержание этапа: составление отчета по проведенному эксперименту.

     Критерии достижения результата: сообщение о проведенном эксперименте на августовском педсовете, предоставление отчета о проведенном эксперименте в Методический кабинет управления образования города, получение приказа директора гимназии об окончании эксперимента.

     Разработан план периодичности творческих отчетов на муниципальном уровне.

     Описание эксперимента.

     Прежде всего, необходимо в содержании учебного материала выделить ряд уроков по изучению теории литературы. Эти уроки предлагается проводить по одному плану и одной и той же методике.

     Так при изучении литературоведческого термина, учащиеся, анализируя произведения, самостоятельно выделяют основные признаки теоретического понятия, систематизируя их, формулируют определение. Затем сопоставляют его с определениями, данными в учебниках, справочниках. На их основе, редактируя свои правила, формируют более емкие определения для понимания и запоминания.

     На закрепительном этапе учащимся предлагается нарисовать рисунки, отражающие доминантные признаки литературоведческого термина, или составить синквейн, который поможет выявить, насколько глубоко ученики усвоили изучаемый материал.

    Следующий этап – творческий. Учащимся предлагается написать статью в литературоведческий справочник, или сочинение, интерпретацию, используя полученные знания по теории литературы.

     Четвертый этап – контроль знаний, умений и навыков. Ученикам предлагается выполнить или тестовую работу, или написать литературоведческий диктант, или самим подготовить и провести самостоятельную работу по изучаемой теме среди своих одноклассников.

     Пятый этап – опрос учащихся и анкетирование, которые помогут выявить отношение учеников к урокам, проводимым по данной методике.

     Одной из самых важных черт предлагаемой методики является активное участие самих учащихся в проведении эксперимента в качестве субъектов.

     Весь наработанный материал ученики собирают в тематическое Портфолио. Мне очень важно отследить, задания какого этапа вызывают у ребят затруднения. С этой целью дети заполняют рефлексивные дневники, в которых дают оценку своей деятельности.


     
  На основании анализа рефлексивных дневников и тематического Портфолио я составляю карту «Усвоение теоретических и практических умений и навыков учащихся по изучению литературоведческих понятий». По этой карте видно, у кого из ребят развито аналитическое мышление, а кто склонен к творческой работе.

     И хотя Портфолио является безотметочным оцениванием деятельности учащихся, детям очень важно знать результаты своей работы. С этой целью я составляю для учащихся карту «Усвоение теоретических и практических умений и навыков по изучению литературоведческих понятий», где дается оценка их деятельности: молодец, умница, хорошо, надо поработать. А также на основании рефлексивных дневников заполняю карту «Эмоциональная рефлексия», которая позволяет проанализировать заинтересованность учащихся на каждом этапе урока.

    Результаты промежуточного этапа экспериментальной работы свидетельствуют о том, что учащиеся экспериментального класса по сравнению с учащимися контрольного класса имеют более глубокие знания по теории литературы, осмысленно применяют их при анализе произведений.

   По мнению большинства учителей, в 7б классе возросла активность, потребность и способность к учебной деятельности, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, умение самоорганизовываться и творчески подходить к решению возникающих проблем.

     Разработанную мной методику частично используют учителя русского языка и литературы гимназии «Юридическая»,  а также методика успешно  апробируется учителями других регионов, о чем свидетельствует приказ №342 от 27.12.2010 по МОУ СОШ пос.Новостроево Озерского района Калининградской области «Об апробации методики «Усвоение теоретических понятий на уроках литературы индуктивным методом».

 

Форма входа
Поиск
Здравствуйте
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
Большая перемена

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz