Воскресенье, 16.12.2018, 04:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Чекусова Наталья Борисовна

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 156
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Моя методика

ПУТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Н.Б.ЧЕКУСОВА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Юридическая» г.Волгодонска,

г.Волгодонск

 

Аннотация. Актуальность новых тенденций в преподавании русского языка возросла после утверждения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Для развития и воспитания творческой, самостоятельной, успешной личности ребенка необходимы новые модели управления индивидуально-личностным развитием. В статье представлены методические разработки с использованием технологии системно – деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка, которые дают возможность каждому ребенку выстраивать свою образовательную траекторию с учетом личных результатов на конкретном уроке, а также анализировать полученные результаты, сравнивать объекты, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения, организовывать себя и свою деятельность, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ключевые слова: продуктивная деятельность, индивидуальные цели, лист достижений, маршрутные листы, разноуровневые задания, результаты.

 

Главная цель реализации требований ФГОС – развитие и воспитание активной, творческой, компетентной, самостоятельной, успешной личности ребенка.

Для достижения поставленной цели каждому учителю необходимо использовать такие формы и методы обучения, которые позволяют организовать продуктивную деятельность каждого учащегося.

Структуру моей работы можно представить следующим образом:

психолого-педагогическая характеристика класса → индивидуальные цели учащихся → формы, методы и приемы обучения → индивидуальные результаты.  

Из схемы видно, что установочные и индивидуальные цели обучения формируются на основе конкретных условий обучения, с учетом целей учителя и учеников. Данные цели достигаются разными путями, зависящими от типа урока, а также от выбора форм и методов обучения.

Рассмотрим каждый блок в отдельности на примере урока – рефлексии (повторения), деятельностная цель которого - формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).

Индивидуальные цели учащихся.

По всем вопросам, обозначенным в общей учебной программе, ученики могут предлагать свое индивидуальное содержание, то есть свои цели при повторении той или иной темы, также они могут спланировать, проконтролировать и оценить свою работу. Однако учителю для этого необходимо организовать соответственную деятельность.

Одним из важных этапов урока является мотивация. В связи с этим я в начале урока демонстрирую учащимся задания ОГЭ или ЕГЭ и задаю вопрос: «Что мы должны знать и уметь, чтобы выполнить данное задание?» Таким образом, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, цели и задачи.

Так как данный урок является уроком – повторением, то перед детьми ставится следующий вопрос «Достаточно ли мы владеем теоретическим материалом и практическими навыками, чтобы выполнить эти задания?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю ребятам проверить свои знания и умения, с этой целью провожу входную диагностику, которая определяет уровень усвоения учащимися той или иной темы.

Итоги самостоятельной работы подводятся путем самопроверки. Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм строится детьми на уроке «открытия» нового знания. Учащиеся, которые не выявили ошибок, тоже выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный.

Результаты проверки фиксируются в Листе достижений, который также подготавливается заранее:

Умения

Критерии

Самооценка

Оценка учителя

начало урока

конец урока

начало урока

конец урока

Знаю правила правописания…

·       знаю хорошо «5»

·       не совсем «4»

·       плохо «3»

·       не знаю «2»

 

 

 

 

Умею пользоваться алгоритмом (схемой, таблицей)

·       умею (0 ош.) «5»

·       не совсем (1-2 ош) «4»

·       плохо (3-4 ош) «3»

·       не умею (больше 4) «2»

 

 

 

 

Умею обосновать выбор (обозначить орфограмму)

·       умею (0 ош.) «5»

·       не совсем (1-2 ош) «4»

·       плохо (3-4 ош) «3»

·       не умею (больше 4) «2»

 

 

 

 

Умею применять правило во время диктанта

·       умею (0 ош.) «5»

·       не совсем (1-2 ош) «4»

·       плохо (3-4 ош) «3»

·       не умею (больше 4) «2»

 

 

 

 

Умею применять правило в самостоятельно создаваемых текстах

·       умею (0 ош.) «5»

·       не совсем (1-2 ош) «4»

·       плохо (3-4 ош) «3»

·       не умею (больше 4) «2»

 

 

 

 

             

В Листе достижений каждый ребенок отмечает собственные затруднения в деятельности, выявляет их причины, строит проект выхода из затруднения. Таким образом происходит формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно - контрольного типа и реализации коррекционной нормы; формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию через реализацию собственного проекта выхода из затруднения.

После проделанной работы детям предлагаются 3 варианта цели дальнейшей деятельности их на уроке (1 вариант для учащихся с низким уровнем освоения данной темы, 2 вариант – со средним, 3 вариант – с высоким, продвинутым). Каждый ребенок сам выбирает себе цель, свой маршрут на данном уроке с учетом внутренней потребности включения в деятельность («хочу», «надо», «могу»).

Психолого-педагогическая характеристика класса. Формы, методы и приемы обучения

При составлении маршрутных листов учителю необходимо продумать такие задания, которые способствовали бы развитию мотивации успеха каждого ученика. Ведь успех повышает самооценку ребенка. Поэтому учителю необходимо не только знать индивидуальные цели учащихся, но и их психолого-педагогическую характеристику, которая позволяет выбрать те формы и методы обучения, которые будут эффективны для конкретного класса, которые обеспечат условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Данную характеристику составляет психолог гимназии.

Табл.1. Образец психолого-педагогической характеристики 6 класса

№ п/п

Ф.И.

учащихся

Методы обучения

Коммуникативные техники

Деятельность учащихся

Объяснительно-иллюстративный

Эвристический

Креативный

Монолог

Диалог

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Групповая

Индивид

 

Бруцкая С.

 

+

+

+

+

+

+

+

+

 

Вергасова

+

 

++!

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основе индивидуальных психолого-педагогических характеристик я составляю сводную таблицу «Психолого-педагогическая характеристика … класса», которая позволяет  выбрать формы, методы и приемы обучения для конкретного класса.

Формы, методы и приемы обучения.

На уроках - повторения я использую такие эвристические методы как:

[ 1 ]

- метод эвристического наблюдения;

- метод ошибок;

- метод эмпатии;

- метод самооценки;

- метод сравнения;

- метод рефлексии.

Учащимся с высоким, продвинутым уровнем освоения данной темы я предлагаю выполнить следующие задания:

  • всем пройти онлайн-тестирование (в моем кабинете 12 ноутбуков);

по выбору

  • опережающее задание: изучив теоретический материал следующей темы в учебнике стр…., на сайтах Интернета http://www.rusyaz.ru/pr/ , http://www.gramota.ru/spravka/rules/, составить алгоритм, разместить его на блоге 206kab.blogomama.ru.

Это задание учащиеся выполняют до конца урока. Эксперты – старшеклассники проверяют вывешенные на блоге работы, определяют лучший алгоритм. Ученик-победитель имеет право на следующем уроке в качестве консультанта провести повторение орфограммы по составленному им алгоритму и практические упражнения с учащимися, которые выберут третий маршрут.

  • написать мини-сочинение на определенную тему, включив в него слова на повторяемую орфограмму.

Тема сочинения ученикам дается одна, а идея разная; тип речи – рассуждение. Сочинения учеников помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Обсуждение творческих работ одноклассников переходит в дискуссию. Наше образовательное учреждение имеет статус «гимназия «Юридическая», поэтому темы для творческих работ я беру из Конституции Российской Федерации. Например:

Тема – служба в вооруженных силах РФ.

Идея (первому ученику) – служба в вооруженных силах – дело добровольное (то есть служить в армии необязательно).

Идея (второму ученику) – каждый «гражданин РФ несет вооруженную службу». (Конституция РФ Статья 22), то есть обязательно все должны служить в армии.

Данная работа позволяет осуществлять интеграцию таких предметов как русский язык и право. Кроме этого осуществляется подготовка учащихся к выполнению задания второй части ОГЭ и ЕГЭ, совершенствуются коммуникативные навыки учащихся, происходит становление гражданской позиции школьников.

Это задание учащиеся выполняют 15 минут.

Учащимся со средним уровнем освоения данной темы я предлагаю выполнить следующие задания:

  • самостоятельную работу, развивающую логическое мышление. Например, распределительный диктант: «Заполните таблицу словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?»;

индивидуальные задания:

  • собрать лингвистическое лото на изучаемую орфограмму.

Если ученик правильно собрал лингвистическое лото, то на обратной стороне должна получиться иллюстрация к изученному на уроках литературы произведению. Данные иллюстрации рисуют дети, выполняя вариативное домашнее задание. При проверке собранного лото сразу можно определить, сколько ошибок допустил или не допустил ученик. Дети вспоминают название произведения, автора. Таким образом, осуществляется интеграция таких предметов как русский язык и литература.

 

  • подготовить рисунок к «Немому диктанту» на изучаемую орфограмму.

Данное задание позволяет осуществить интеграцию ИЗО и русского языка.

Учащиеся выполняют предложенные задания в течение 15 минут.

 

С учащимися с низким уровнем освоения данной темы работает ученик – консультант. Дети по составленному алгоритму повторяют орфограмму, выполняют объяснительный или выборочный диктант, анализируют допущенные ошибки.

 

Демонстрация индивидуальных результатов.

За 15-20 минут до конца урока дети демонстрируют свои результаты проделанной работы. Проверяется лингвистическое лото; учащиеся зачитывают свои сочинения; проводится «Немой диктант».

  

Чтобы ответить на вопрос, поставленный в начале урока «Достаточно ли мы владеем теоретическим материалом и практическими навыками, чтобы выполнить задания ОГЭ или ЕГЭ?», ребятам предлагается выполнить 2- задания из первой части государственного экзамена на повторяемую орфограмму.

В конце урока каждый ребенок получает отметку, а те дети, которые успешно выполнили входную диагностику и свое индивидуальное задание получают две отметки. Как правило, это четверки и пятерки.

В конце урока я провожу рефлексию, основной целью которой является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной.

Для реализации этой цели учащиеся:

  • уточняют алгоритм исправления ошибок;
  • называют способы действий, вызвавшие затруднение;
  • фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
  • оценивают собственную деятельность на уроке;
  • намечают цели последующей деятельности;
  • в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

С таких уроков ребята уходят радостные и воодушевленные, с чувством удовлетворением от проделанной работы.

 

Данную методику я использую в 6 – 7 классах в начале 1 четверти на уроках рефлексии (повторения ранее изученного материала). Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий.

Индивидуально-личностный подход к каждому ребенку и к конкретному классу дает результаты.

В 2006 году администрацией гимназии была разработана для учащихся анкета «Мотивация к учению» в целом и к конкретным предметам. Данное анкетирование проводится 1 раз в три года. По результатам анкетирования можно сделать вывод: изучение предмета «Русский язык» остается на высоком уровне стабильного интереса для учащихся на протяжении 8 лет.

Об интересе учащихся к изучению русского язык можно судить и по участию их в различных конкурсах, проектах, конференциях муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней.

Табл.2. Результаты внеурочной деятельности обучающихся

Учебный год

Региональный

уровень

Федеральный

уровень

Международный

уровень

победители, призеры, лауреаты конкурсов, проектов

2012-2013

1

61

0

2013-2014

0

42

49

2014-2015

1

39

21

         

по результатам обученности:

Табл.3. Качество обученности учащихся

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

2014-2015 уч. год

класс

Качество освоения

Уровень освоения

класс

Качество освоения

Уровень освоения

класс

Качество освоения

Уровень освоения

85%

100%

10а

72%

100%

11а

72%

100%

92%

100%

10б

94%

100%

11б

94%

100%

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Хуторской А.В. Как обучать творчеству?//Интернет журнал «Эйдос». 2001/0105. http://www.eidos.ru/journal/2001/0105.htm
  2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика М.: 2009 – №4. С. 18 – 22.
  3. Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка // Русский язык в школе. 2011. №6. С. 3 – 8.
  4. Киселёва Н.В., Синотина Е.В. Проектирование и анализ современного урока: методические рекомендации // Русский язык в школе. 2011. - №8. С. 30 - 35.
  5. Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. М.: Центр «Педагогический поиск», 2009
  6. Рябухина Е.А. Подходы к оцениванию заданий по русскому языку на компетентностной основе // Русский язык в школе. 2009. №7.С. 17 – 23.
  7. Федеральные государственные образовательные стандарты http://минобрнауки -->
Форма входа
Поиск
Здравствуйте
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
Большая перемена

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz