Суббота, 18.08.2018, 00:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Чекусова Наталья Борисовна

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 147
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Конкурс знатоков

Чекусова Наталья Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназии «Юридическая» г.Волгодонска

Праздник-конкурс знатоков русского языка

 в рамках социально значимого проекта 

«И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово»

Данная разработка заняла I место в Общероссийском конкурсе методических разработок уроков и внеклассных мероприятий педагогов «Мой лучший урок (занятие) гуманитарного направления» Информационно-Методического Центра Межшкольной Интеллектуальной Ассоциации Педагогов России ИМЦ «Парнас».

Цель мероприятия - воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к русскому языку.

Задачи:

- стимулирование интереса к изучению русского языка и культуры;

- повышение общекультурного уровня подростков.

Оборудование:

мультимедиа-проектор, экран, компьютер.

Слайд 1

ВЕДУЩИЙ 1:

О русское слово! Ни лязгами цепи,

Ни визгами розги, ни свистом кнута

Твое не шелохнуто великолепие,

Твоя чистота и твоя простота.

 

ВЕДУЩИЙ 2:

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

 

 

 

 

 

 

ВЕДУЩИЙ 1

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре-

Выучи русский язык!

 

ВЕДУЩИЙ 2:

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык!

 

ВЕДУЩИЙ 1:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

 

ВЕДУЩИЙ 2:

Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать всех вас на нашем празднике, который проходит в рамках социально значимого проекта «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово».

ВЕДУЩИЙ 1:

Цель проекта – привлечь как можно больше школьников и взрослых к проблеме сохранения и защиты великого русского языка, на котором говорили и писали Пушкин и Толстой, Тютчев и Фет, и другие русские писатели и поэты.

ВЕДУЩИЙ 2:

Давайте вместе вспомним все этапы проекта. Слайд

С 1 октября проходил сетевой проект «Путешествие в страну Лингвистику», в котором участвовали команды из 13 российских школ, представляющих Омск, Казань, Екатеринбург, Буй, Волгодонск. Для подведения итогов проекта слово предоставляется председателю жюри, директору гимназии «Юридическая», Волковой Н. В.

ВЕДУЩИЙ 1: Слайд

В нашем городе с 1 октября проходил конкурс плакатов «Говори правильно!» На канале ВТВ было организовано голосование телезрителей, которое определило победителя этого конкурса.  Слайд

ВЕДУЩИЙ 2: Слайд

В течение двух месяцев на сайте газеты «Правда, что?» проходил форум, на котором обсуждался закон о государственном языке и его практическом применении. Для подведения итогов форума слово предоставляется главному редактору газеты «Правда, что?» Варцабе Валентине Алексеевне.

ВЕДУЩИЙ 1:

Социально значимый проект «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово», разработанный Чекусовой Н.Б., учителем русского языка и литературы гимназии «Юридическая», был осуществлен при поддержке Информационно-методического ресурсного центра г.Волгодонска.

ВЕДУЩИЙ 2:

А информационными партнерами стали телекомпания ВТВ и газета «Правда, что?» Слово предоставляется методисту информационно-методического центра Дащенко Т.Н.

ВЕДУЩИЙ 1: Слайд

Сегодня заключительный этап проекта - праздник-конкурс, который пройдет необычно: мы приглашаем вас принять участие в лингвистическом путешествии, Слайд   Начнется оно на заставе Орфоэпика, а закончится в городище Творцов. Преодолеть этот нелегкий путь смогут только настоящие знатоки русского языка!

ВЕДУЩИЙ 2:

А выбирать сильнейшего будет строгое, но справедливое жюри в составе:___

ВМЕСТЕ:

Итак, счастливого пути!

Слайд                застава Орфоэпика

УЧЕНИК 1:

Не зная орфоэпии,

Во всем великолепии

Не ощутишь ее волшебных чар.

Жизнь кажется кошмаром,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.

УЧЕНИК 2:

          Ошибка в ударении граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

УЧИТЕЛЬ:

Дорогие ребята, на заставе Орфоэпика вам предстоит выдержать первое испытание: ответить на вопрос «В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?»

  1. баловАть, взятЫ, на доскУ, дАвнишний.
  2. средствАми, путепрОвод, систематизировАть, пАмятуя.
  3. начАть, свеклА, бАлуюсь, дОсюда.
  4. оптОвый, пОнявший, прИбывший, дОговор.

Пока наши участники выполняют задание, послушайте стихотворение неизвестного автора и помогите герою этого произведения найти ответ на мучивший его вопрос.

УЧЕНИК 3:

Был дядя. Он выяснял лет сорок

И все же выяснить не мог,

Как говорить вернее: творог?!

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке, -

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался тот дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог…

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее – творог?»

Задачу эту смог решить

Тот дядя, лишь дойдя до кассы, -

Сказав: «Прошу Вас получить

За полкило творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось!

Она распродата уже!»

УЧИТЕЛЬ:

Как же правильно говорить «творог» или «творог»? (Оба варианта верны) А какую ошибку допустила кассир?( распродата - распродана)

А теперь, давайте посмотри, как справились с первым заданием наши участники.

Продолжаем наше путешествие. И вот мы уже в городе Морфологии. Слайд

Нашим участникам предстоит выполнить непростое задание: среди предложенных словосочетаний нужно найти словосочетание, в котором допущена ошибка в образовании формы слова, и исправить эту ошибку. Слайд

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Говорили о вас

2) Ложите на полку

3) Кофе подан

4) Обтреплется край книги

Ответ: 2

1) Пара чулок

2) Поезжай сегодня

3) Более пятидесяти рублей

4) Рисунок более красивее

Ответ: 4

1) Пластмассовые вёдра

2) Худший вариант

3) Семисот шестидесяти семи деревьев

4) Пять пачек вафлей

Ответ: 4

1) Обеих берегов

2) Пара джинсов

3) Петь звонче

4) Новые договоры

Ответ: 1

1) Старые тренера

2) Пять апельсинов

3) Положите сумки

4) Чёрная вуаль

Ответ: 1

УЧИТЕЛЬ:

Дорогие участники, вы неплохо справились с двумя испытаниями, а впереди нас ждет замок Фразеологии. Но продолжат наше путешествие лишь шестеро из вас. Пока жюри выбирает сильнейших, мы послушаем веселые частушки.

-Мы споём для вас частушки,

Да о русском языке,

-Чтобы стал он вам послушным,

С пользой бы служил везде.

 

- Мальчик п о’ртфель нёс подружке

И случайно потерял.

- Он его мог обнаружить,

Если бы портф е’ль искал.

 

- А бокситовый наш р у’дник

Мало знает кто в стране,

- Потому что даже школьник

Должен знать о рудник е’.

 

- Мне мальчишка один зв о’нит

И болтает до утра.

- Не обманывай подруга,

Он бы позвон и’л тогда.

- Попросила внучка деда

Ключ помочь ей отыскать.

- Тот до самого обеда

В лес родник пошёл искать.

- Говорила мама Пете:

Кошку надо поласкать,

- Тот её в одно мгновенье

Начал мылить и стирать.

 

- А моя подруга Катя

Полоскать взялась бельё,

- Прямо мыльным стала гладить,

Целовать, ласкать его.

 

-Вы на ус всё же мотайте

Все секреты языка.

-Словарей не забывайте,

В них ответы есть всегда.

Слово предоставляется ЖЮРИ. (Осталось 6 учащихся)

УЧИТЕЛЬ:

Итак, мы в замке Фразеологии. Слайд    

Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы. Каждый из вас выберет рисунок, на котором изображен фразеологизм в прямом значении. Отгадайте этот фразеологизм и дайте ему толкование. Слайд

 

УЧИТЕЛЬ:

Продолжаем наш путь. И вот мы уже в посаде Лексика. Здесь вас ждет Своя игра. (по 2 вопроса) Слайд

Омонимы

Отгадай лингвистическую загадку:

1.    Каким словом называют и птицу, и шест у колодца? (Журавль) – 10 баллов.

2.    В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают? (Шашки) – 20 баллов.

3.    Итальянская монета,

Превращается в момент

В вдохновляющий поэтов

Музыкальный инструмент.

(Лира) – 30 баллов

4.    Гору и волну венчает,

Вертится на нем блоха,

Он от куриц отличает

Их султана – петуха.

(Гребень) – 40 баллов

Паронимы Слайд

Отгадай паронимы

Угадай слово.

 

УЧИТЕЛЬ:

Настало время назвать имена тех, кто дальше отправиться в путешествие. Пока жюри решает этот вопрос, послушаем диалог между дочкой и отцом. И вместе с ними попробуем разобраться в наклонениях глагола.

Трубадурочка

Переделанная песня «Ничего я не хочу!!!» - муз. Ген. Гладкова - м/ф «По следам бременских музыкантов»

- Скушай булочку, моя трубадурочка!

- Ладно, лож! Ох, моя бедная фигурочка.

- Положи, сказать бы надо, а не лож,

Ложь - тогда, когда ты врёшь.

 

- Лóжу, лóжишь, лóжит, лóжим и вы лóжите...

Я спряженье знаю, упрекнуть не можете.

- Без приставки нет глаголов с корнем -лож,

Ты откуда их берешь?

 

Если время настоящее - кладу, кладёт...

Ох, по русскому опять будет незачёт.

Это просто наказанье, а не дочь...

Нет, пойду я лучше прочь.

 

- Не хочу я больше быть трубадурочкой,

Недоучкой, недотёпой, просто дурочкой.

Дай учебник лучше вместо булки мне!

Ой, в своём ли я уме?

УЧИТЕЛЬ:

Какую же форму имеет глагол класть в повелительном наклонении? А положить? А почему нельзя говорить «ложь»?

Ну, а теперь слово предоставляется жюри. (Осталось 3 учащихся)

УЧИТЕЛЬ: Слайд

Перед нами бастион Синтаксиса. Здесь вас ждет творческое задание: написать оду Русскому языку. А каково лексическое значение слова «ода»? Давайте вспомним, как прославлял русский язык И.С.Тургенев в своем стихотворении в прозе «Русский язык».

УЧЕНИК читает стихотворение.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

УЧИТЕЛЬ:

Ребята, вы обратили внимание, насколько красиво, торжественно звучит стихотворение Тургенева? Можно ли его назвать одой?

Теперь вы вспомнили, что такое «ода», и готовы выполнять творческое задание.

Через 5 минут мы с вами встретимся в городище Ораторов.

Пока наши знатоки сочиняют оду, мы посмотрим видеоролик социальной рекламы «Говори правильно!» Автором этой работы является ученица 10 класса Четверикова Екатерина, которая стала победителем Первого открытого кинофестиваля короткометражных фильмов. Слайд

УЧИТЕЛЬ:

Наше путешествие продолжается. Слайд

Перед нами городище Ораторов. На сцену приглашаются знатоки-финалисты, которые познакомят нас со своими творческими работами.

Выступление ораторов.

Пока жюри выбирает сильнейшего, давайте поиграем: решим грамматическую арифметику, которую составил ученик 7 класса Акперов Эмиль. Слайд

 

Жюри подводит итоги. Награждение.

УЧИТЕЛЬ:

Дорогие участники путешествия и гости, к сожалению, наш праздник заканчивается. Но мы надеемся, что ваш интерес к русскому языку не иссякнет.

 Спасибо за внимание, до свидания.

Список использованных источников:

1.    Портал «Для всей семьи». Стихи о родном языке. [Электронный ресурс]. http://bebi.lv/stishki/stihi-o-russkom-yazyke-detyam.html

2.    Ironic - сайт иронической и юмористической поэзии. Песенка об Орфоэпии. Ф.Кривин. [Электронный ресурс]. http://www.ironicpoetry.ru/autors/krivin-feliks/pesenka-ob-orfoepii.html

3.    Сайт Diary.Ru. Мой дядя выяснял лет сорок. В.Громов. [Электронный ресурс].  http://www.diary.ru/~Lyuciena/p79770784.htm

4.    Сайт Учимся припеваюче. Переделанная песня «Ничего я не хочу!!!» [Электронный ресурс]. http://spelling.siteedit.ru/durochka

5.    Сайт www.turgenev.org.ru  И.С.Тургенев Русский язык. [Электронный ресурс]. http://www.turgenev.org.ru/e-book/russki_yazyk.htm

    6.    Картинки. [Электронный ресурс]. http://images.yandex.ru/yandsearch?uinfo=ww-1226-wh-831-fw-1001-fh-598-pd-1

Форма входа
Поиск
Здравствуйте
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
Большая перемена

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz