Воскресенье, 16.12.2018, 05:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Чекусова Наталья Борисовна

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 156
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Из опыта работы

Конспект урока "Н.С. Лесков «Левша». Главный герой сказа".

Тип урока: урок решения практических задач.

Целеполагание: организовать деятельность учащихся, направленную на

  • составление характеристики главного героя сказа;
  • формирование личностного отношения к левше;
  • создание творческого продукта учебной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные:

- воспитывать чувства гордости и уважения русскому народу, к культурному наследию своей страны;

- развивать исследовательскую, творческую и поисковую активность;

- формировать навыки сотрудничества

Метапредметные:

регулятивные:

- определять цель, проблему в деятельности;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе;

познавательные:

- отработать навыки обработки информации (разграничивать главную и второстепенную информацию);

- устанавливать причинно – следственные связи

- представлять информацию в разных формах (таблица, рисунок);

коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами.

Предметные:

- повторить средства раскрытия характера персонажей;

 - уметь составлять характеристику героя.

Ход урока.

Предтекстовой структурный элемент урока.

I. Мотивация к учебной деятельности (создание проблемной ситуации).

- Какое домашнее задание вы выполняли, готовясь к сегодняшнему уроку?

- Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном произведении.

- Давайте проверим, насколько вы внимательно прочитали текст.

2. Угадайте, кому из героев принадлежат следующие слова:

  а) «Вот если бы у меня был хотя бы один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился».(Император Александр Павлович)

  б) «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». (Англичанин)

  в) «…видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, английскую блоху на подковы подковали».

(Император Николай Павлович).

- А кто является главным героем произведения Лескова?

- Левша получил неоднозначные оценки со стороны современников Н.С.Лескова, литературоведов, например,

Е. Лебедева

«Левша – обыкновенный пьяница...»

В. Андреев

«Левша – это воплощение лучших черт характера русского народа».

- Чье мнение вам ближе? Сможете ли вы сразу ответить на этот вопрос? Почему?

Ответы учеников: чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, каким был левша.

II. Вхождение в тему (целеполагание).

- И именно об этом мы будем говорить сегодня на уроке, тема которого… (учащиеся формулируют тему и цели урока).

- Откройте свои дневники «Путь к успеху» и напишите, какую цель вы сегодня ставите перед собой.

- Для того чтобы составить характеристику левши, давайте вспомним средства раскрытия характера персонажа. Работая в малых группах, оформите ответ в виде кластера.

- А теперь проверьте, все ли средства вы вспомнили (слайд презентации), при необходимости дополните свой кластер.

Текстовой структурный элемент урока.

III. Подготовка в хождение в текст.

- Ребята, в поисках ответа на поставленный вопрос я предлагаю вам поработать в малых группах по следующему плану:

1. Составить характеристику левши, обращая внимания на средства, которые использует автор для раскрытия характера персонажа. (Блуждание по тексту).

2. Найти странности в портрете, поведении героя. (Поиск странностей).

3. Постараться объяснить эти странности. (Смысловые связи).

4. Изобразить на рисунке «душу» левши, воспользовавшись информацией из таблицы «Психология цвета».

Подумайте, какие краски вы возьмете. (Выражение замысла)

5. Ответить на вопрос: «Чье мнение вам ближе: Е. Лебедевой или В. Андреева?»

IV.Практикум.

На первом этапе работы «Блуждание по тексту» учащиеся нашли эпизоды, в которых представлены портрет левши (гл.13), его работа, визит у государя (гл.13), поездка в Англию (гл.15-16), возвращение домой (гл.17), смерть левши (гл.18-20).

На втором этапе «Поиск странностей» учащиеся обратили внимание на

  • внешний вид левши («босого левшу»,«озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван»),
  • как с левшой обращается Платов («за волосья отодрал» (гл.14),
  • необразованный мужик смог без математических расчетов подковать блоху («Наша наука простая: но Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем» (гл.15),
  • левше в Англии предлагали дать образование, обещали «родителям деньги посылать», невесту найти, а он отказался (гл. 15),
  • «Но вдруг начал беспокойно скучать. Затосковал и говорит англичанам:

- …я скорее домой хочу (гл.16);

  • странное пари левши с полшкипером (гл.16)
  •  как встретили левшу на Родине «Тогда его сейчас обыскали, пестрое платье с него сняли и часы с трепетиром, и деньги обрали..» (гл.18), «Привезли в одну больницу - не принимают без тугамента, привезли в другую - и там, не принимают, и так в третью, и в четвертую - до самого утра его по всем отдаленным кривопуткам таскали и все пересаживали, так что он весь избился», «…в Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают», «а он в коридоре на полу лежал». (гл.19)
  • желание левши перед смертью «- Мне бы, - говорит, - два слова государю непременно надо сказать». (гл.19)
  • слова полшкипера «У него, - говорит, - хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» (гл.19).
  • слово «левша» начинается со строчечной буквы.

На третьем этапе «Смысловые связи» учащиеся, работая в группах, искали объяснения найденным странностям. В ходе обсуждения ребята пришли к выводам:

  • события, описанные в сказе, происходят до отмены крепостного права, этим объясняется и бедность левши, и отношение к нему Платова, в больнице;
  • несмотря на свою безграмотность, левша обладает великим талантом;
  • он равнодушен к богатству, любит свою Родину;
  • пари левши с полшкипером объясняется, по первой версии учащихся, азартностью героя, по второй, – желанием показать превосходство русского народа перед англичанами в любом деле;
  • желание левши встретиться перед смертью с государем объясняется тем, что левша испытывал чувство ответственности перед своим государством, так как он узнал тайну англичан «ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся» (гл.19);

·       воспользовавшись Большим толково-фразеологическим словарем Михельсона http://dic.academic.ru/dic.nsf/michelson_new/12162/шуба , ребята поняли смысл слов полшкипера «шуба овечья, душа человечья» - «Часто под худой одеждой скрыто благородное сердце»;

·       объяснить, почему слово «левша» начинается со строчечной буквы, самостоятельно ребята не смогли. Но они пришли к выводу, что «левша» - это не имя, не кличка. Оказывается, у главного героя нет имени. Почему? Этот вопрос остался открытым.

Посттекстовой структурный элемент урока.

V. Проверка полученных результатов.

В ходе отчета групп учащиеся составили характеристику левши и приступили к творческой работе четвертого этапа урока «Выражение замысла».

Каждая группа представила свое виденье «души» левши, но все работы объединяла общая мысль: левша – положительный герой.

- Ребята, сможете ли вы теперь дать ответ на вопрос: «Чье мнение вам ближе?

Е. Лебедевой

«Левша – обыкновенный пьяница...» или

В. Андреева

«Левша – это воплощение лучших черт характера русского народа».

- Как вы понимаете слова В. Андреева?

Ответы учеников: образ левши воплотил в себе лучшие черты русского народа: трудолюбие, скромность, терпение, патриотизм.

- Так почему же слово «левша» начинается со строчечной буквы?

Ответы учеников: первый вариант - левша является обобщающим символом русского народа, второй вариант - левша - собирательный образ русского народа.

VI. Рефлексия.

- Вернемся к нашим дневникам «Путь к успеху». Посмотрите, что у вас получилось, а над чем еще предстоит поработать.

- А теперь откройте страницу нашего дневника «Аплодисменты» и оцените свою работу на уроке.

·        Мне было интересно …

·        Мы сегодня разобрались …

·        Я сегодня понял, что …

·        Мне было трудно …

·        В следующем уроке я хочу …

VII. Домашнее задание.

Подготовить устный рассказ на тему «Мое отношение к левше».

По желанию: составить кластер «Левша – собирательный образ русского народа».

Данную модель можно использовать на уроках, одной из целей которых является составление характеристики героя (-ев). Например, «А.С.Пушкин «Дубровский». Причины ссоры Дубровского и Троекурова», «Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Остап и Андрий», «И.С. Тургенев «Бирюк». «Славный малый» или «бирюк»?» На этапе «Выражение замысла» можно предложить учащимся представить свои открытия в разных формах, например, исповедь героя, продолжение рассказа, составление ассоциативного ряда.

 

 

 

Форма входа
Поиск
Здравствуйте
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
Большая перемена

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz