Пятница, 17.08.2018, 02:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Чекусова Наталья Борисовна

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 147
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Драмогерменевтика

Формирование коммуникативно-творческих способностей учащихся на основе драмогерменевтической технологии на уроках литературы

 

Драмогерменевтика — это взаимосвязь трех составляющих: герменевтики, педагогики и театра (В.М.Букатов).

Полного обоснования и описания драмогерменевтической технологии пока нет. В методике есть лишь некоторые наработки из опыта учителей, которые еще ждут обобщения.

Актуальность проблемы исследования.

ФГОС среднего общего образования второго поколения направлен на реализацию личностно-ориентированной развивающей модели школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых развитие личности школьника, его творческого мышления, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. В связи с этим появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и в способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.

Однако наблюдения за реальным педагогическим процессом, а также анализ научно-теоретической литературы позволил выявить ряд противоречий между:

-    возрастающей потребностью общества в развитии творческой, социально-успешной личности и медленным совершенствованием педагогической компетентности учителей в условиях личностно-ориентированного обучения;

-    традиционной методикой преподавания литературы, нацеленной на получение, запоминание и последующее воспроизведение знаний и естественным стремлением учащихся высказывать свое аргументированное мнение по прочитанному произведению;

-    необходимостью целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий и отсутствием такой практики в современной школе.

Осознание сложившихся противоречий позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в обосновании методов, приемов драмогерменевтической технологии, способствующих развитию коммуникативно-творческих способностей учащихся.

Актуальность, анализ противоречий и проблемы обусловили выбор темы нашего исследования «Формирование коммуникативно-творческих способностей учащихся на основе драмогерменевтического подхода на уроках литературы в рамках реализации ФГОС».

Объект исследования: процесс формирования коммуникативно-творческих способностей учащихся на уроках литературы на ступени основного общего образования.

Предмет исследования: реализация драмогерменевтической технологии, способствующей развитию коммуникативно-творческих способностей учащихся.

Цель исследования: выявить, определить и обосновать методы, приемы драмогерменевтической технологии, способствующих развитию коммуникативно-творческих способностей учащихся.

Гипотеза исследования: формирование коммуникативно-творческой направленности учащихся будет более успешным, если:

-      занятия на уроках литературы будут основаны на драмогерменевтическом подходе;

-      будут выявлены педагогические условия реализации драмогерменевтического подхода как основы формирования коммуникативно-творческой направленности учащихся;

построена модель формирования коммуникативно-творческой направленности учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

-                   выявить сущность, структуру, содержание драмогерменевтической технологии, проанализировав филососфские, педагогические, психологические, методические аспекты применения драмогерменевтики в процессе проведения уроков литературы;

-                   разработать теоретически и практически реализовать модель драмогерме­невтической технологии в процессе проведения уроков литературы;

-         обосновать опытно-поисковым путем педагогические условия, способствующие эффективности и возможности применения драмогерменевтической технологии для развития коммуникативно-творческих способностей учащихся.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды:

-      теоретические идеи театральной педагогики К.С. Станиславского, О.И. Кнебель, П.М. Ершова, В.М.Букатова, С.В. Гиппиус, Л.П. Новицкой, М. Чехова, Н.П. Аникеева, Г.В. Ванникова, СВ. Смирнова;

-      идеи герменевтического  подхода Ф. Шлейермахера, М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера, В. Дильтея, В.И. Андреева и Т.А. Стефановской; М.Е.Соболевой, Б.В.Григорьева;

-      концепции драмогерменевтики В.М. Букатова;

-      теория развития формирования коммуникативной компетентности (Ю.И.Емельянов)

-      теория взаимодействия учителя и ученика (Н.Ф. Родионова);

-      положения театральной педагогики (Ю.А.Завадский, Б.ЕЗахава, М.О.Кнебель, К.С.Станиславский, Г.А.Товстоногов), основные положения режиссуры как практической психологии (П.М.Ершов, А.П.Ершова);

-      технология смыслового чтения (К.Д. Ушинский, С. И. Абакумов).

В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования:

·       теоретические (анализ философской, педагогической, психолого-педагогической, методической литературы);

·       эмпирические (педагогический эксперимент);

·       диагностические.

База исследования: муниципальное общеобразовательное образовательное учреждение «Гимназия «Юридическая» г.Волгодонска.

6 «А» класс, 28 учащихся.

Основные этапы исследования

Первый этан (2015-2016 гг.).

Изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы, посвященной проблеме традиционного и инновационных подходов в образовании, применения драмогерменевтической технологии в образовании, месте и роли драмогерменевтики в методике преподавания школьных предметов, ее развивающем потенциале.

Второй этап (2016-2019 гг.).

Проведение констатирующего этапа опытно-поисковой работы, целью которого является выявление коммуникативно-творческих способностей учащихся с помощью методов тестирования и анкетирования. Таким образом, получается исходный материал, который помогает простроить программу педагогических действий и психологических коррекций для формирующего этапа эксперимента.

Проведение формирующего этапа исследовательской работы, целью которого является разработать и апробировать программу реализации драмогерменевтического подхода на уроках литературы, а также проанализировать, систематизировать и обобщить полученный материал.

Третий этап (2019-2020 гг.).

Провести проверку результатов, выводов исследования, систематизировать и обобщить полученный материал, разработать методические рекомендации по использованию драмогерменевтической технологии на уроках литературы с целью формирования коммуникативно-творческих способностей учащихся.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1.    Определена структура занятий с использованием драмогерменевтической технологии, выражающаяся в сопряжении сфер педагогической, герменевтической, театральной, с целью формирования коммуникативно-творческих способностей учащихся.

2.    Выявлено содержание драмогерменевтической технологии формирования коммуникативно-творческих способностей учащихся, состоящее из основных этапов: работа с художественным текстом по проблеме; создание герменевтической ситуации; наличие предпонимания как предпосылки суждения, осознания; постановка вопроса; толкование; движение по герменевтическому кругу путем «набрасывания смысла»; выражение найденного «нового смысла» в драматической форме;

3.    Разработана теоретическая модель, сочетающая функциональный и методо­логические варианты, и авторский алгоритм реализации драмогерменевтическои технологии развития коммуникативно-творческих способностей учащихся

4.    Обоснованы педагогические условия, способствующие эффективной реали­зации драмогерменевтическои технологии в процессе обучения литературе: использование системы приемов, методов, форм драмогерменевтики; изменение системы взаимодействия между субъектом и объектом педагогической деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии сущности драмогерменевтической технологии, которая представляется в сопряжении системы приемов и методов, обеспечивающих формированию коммуникативно-творческих способностей учащихся.

Практическая значимость исследования заключается: в разработке научно-методических рекомендаций для учителей по использованию драмогерменевтики с целью формирования коммуникативно-творческих способностей учащихся.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обусловлены единством теоретических и эмпирических методов, адекватностью предмету исследования, многолетней опытно-поисковой работой.

II. Опытно-поисковая по формированию коммуникативно-творческих способностей учащихся на основе драмогерменевтической технологии на уроках литературы

1. Средствами формирования коммуникативно-творческих способностей учащихся на основе драмогерменевтической технологии на уроках литературы в нашем исследовании выступают:

•    программа курса «Литература». 5-9 классы. Авторы – составители Г.С. Меркин Г.С., С.А.Зинин;

•    методы и приемы драмогерменевтики, включающие:

а) систему продуктивного взаимодействия внутри школьной группы в учебно-познавательной деятельности (от субъектно-объектной до субъект-субъектной)

б) систему заданий по интерпретации художественных текстов и разнообразных форм драмогерменевтики.

2. Структура урока литературы с использованием драмогерменевтической технологии. 

Этап №1. Блуждание по тексту.

Блуждание по тексту – это универсальное начало для любой герменевтической деятельности.

Начинается этот этап после формулировки учащимися темы, цели урока и проблемного вопроса, на который они будут искать ответ, «блуждая по тексту». В соответствии с поставленной задачей ребята могут обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, используемые в тексте, портрет героя, его поступки, интерьер, вставные конструкции.

Если учащиеся работают с небольшим лирическим произведением, то можно попросить нарисовать услышанное или пересказать сюжет.

Этап №2. Поиск странностей.

С неожиданного обнаружения учеником каких-то странностей для него начинается освоение зоны своего ближайшего развития.

Странности, обнаруженные учащимися, могут проявляться в портрете героя, в его речи, поведении, поступках; в том, какое представление сложилось у ребенка о каком-либо предмете и как его изображает автор в своем произведении.

Этап №3. Смысловые связи.  

В результате поиска странностей у учащихся непроизвольно начинают появляться какие-то смысловые связи, то есть ребята стараются объяснить наличие этих «странностей» в художественном тексте, опираясь на свой жизненный опыт. Свои рассуждения учащиеся могут основывать на знаниях исторической эпохи, изображенной в произведении, биографии писателя, на информации, полученной на других уроках, на личных наблюдениях.

Таким образом, «необычные детали» изображения облекаются смысловыми связями и поэтому перестают быть странностями. На месте прежних странностей появляются разные версии их смыслового взаиморазрешения, происходит переосмысление содержания произведения, раскрывается его подтекст.

Возникновение нового – как бы добавочного – смысла «из ничего» (точнее, из того, что поначалу воспринималось как некие странности) – принципиальный момент в герменевтике. И так как новый смысл у каждого из учеников – свой собственный, то третье процедурное звено герменевтической цепочки – вариативность смыслов – связано, с одной стороны, со сбором, накоплением и перечислением тех смыслов, которые возникли и продолжают возникать в головах учащихся. А с другой стороны, со сравнением, корректированием этих собираемых смыслов.

Этап №4. Выражение замысла.

На этом этапе учащиеся делятся со своими открытиями, предоставляют свой творческий образовательный продукт: выразительное чтение, инсценировка, рисунок, графические изображения, проведение репортажа с места, где разворачиваются события рассматриваемого произведения.

Формы организации деятельности учащихся.

На втором этапе урока после того, как каждый ученик представил свое видение текста, детей можно объединить в группы по общности представлений. Несмотря на то, что групп будет сформировано несколько, цели и задачи для них будут едины. Эффективность работы учеников в малых группах определяется сравнимостью результатов, что приводит к истинному, личностному пониманию текста.

На четвертом этапе урока к участию в демонстрации группового результата привлекаются все члены группы, каждый представитель которой несет ответственность за качество выполненной не только своей работы, но и всей группы в целом.

 

 

 

Форма входа
Поиск
Здравствуйте
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
Большая перемена

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz